Конвергенция глаз играет большую роль при бинокулярном зрении в процессе совмещения монокулярных зрительных впечатлений, создания условий для слияния их в бинокулярный образ. У детей она нередко нарушается, особенно при видимом или скрытом косоглазии. При этом может отмечаться ее ослабление, неустойчивость, либо она вообще может отсутствовать.
У детей с вылеченной интропией и с инфорией ее нарушения могут привести к декомпенсации равновесия глазных мышц, к нарушению симметричного положения глаз и к развитию обратной девиации.
Нарушения конвергенции при экзофории часто приводят к мышечной астенопии, к появлению и усилению функциональной близорукости, к прогрессированию осевой миопии и к переходу скрытого косоглазия в явную экзотропию.
Состояние конвергенции глаз у Вашего ребенка Вы можете проверить сами простым способом. Им же можно контролировать успешность тренировок.
1) посадите ребенка лицом к себе, на расстоянии 60-80 см, закройте свой один глаз;
2) примерно посередине между ребенком и Вами поставьте вертикально карандаш так, чтобы Вы открытым глазом видели его как бы наложенным на середину лица ребенка по линии "переносье – подбородок", а верхний его конец располагался на уровне его глаз;
3) предложите ребенку смотреть в Ваш открытый глаз и выясните, видит он при этом "один" или "два" карандаша (при бинокулярном зрении в этих условиях возникает физиологическая диплопия);
4) если ребенок смотрит в Ваш глаз и при этом видит "один карандаш", то на этом контроль заканчивается. У Вашего ребенка нарушено бинокулярное зрение (подавлено зрительное впечатление одного из глаз) и ему требуется дополнительное лечение;
5) если он видит "два карандаша", предложите ему далее смотреть только на верхний конец карандаша, который Вы начинаете медленно приближать к лицу ребенка (Внимание! Все время следите за проекцией его на середину лица ребенка!);
6) при отсутствии конвергенции по мере приближения карандаша к лицу ребенка один его глаз все более и более поворачивается к носу, а второй глаз при этом все сильнее поворачивается кнаружи (к виску);
7) при наличии конвергенции оба глаза ребенка по мере приближения к нему карандаша симметрично все более и более поворачиваются к носу до тех пор, пока расстояние между его переносьем и карандашом (при нормальном объеме конвергенции) не уменьшится до 5-6 см, а у некоторых детей и ближе; после этого один глаз остается повернутым к носу, а другой отклоняется кнаружи; определите и запомните (запишите) наименьшее расстояние от глаз до карандаша, при котором оба глаза еще были повернуты к носу (его называют "ближайшая точка конвергенции"); в процессе лечения оно должно уменьшаться;
8) поставьте карандаш в 10 см от переносья ребенка и предложите ему смотреть на него 1-1,5 мин; при устойчивой конвергенции в течение этого срока оба глаза должны быть симметрично повернуты к носу и стоять неподвижно, никаких неприятных ощущений Ваш ребенок при этом не должен испытывать. Если менее чем через 1 мин один или оба глаза начнут "колебаться", либо появятся неприятные ощущения, запомните время устойчивой позиции глаз; в процессе тренировок оно должно увеличиваться;
9) предложите ребенку без карандаша, усилием воли свести глаза к носу (посмотреть не на кончик носа и не на лоб, а на свое переносье); если это ему удается, то он обладает "волевой конвергенцией", которую он может использовать в процессе упражнений.
Лечение нарушений конвергенции
А. При отсутствии конвергенции ежедневно, не менее 4 раз в день проводят по 3-5 мин следующее лечебное упражнение:
пациент устанавливает на расстоянии 20-30 см от глаз вертикально карандаш (или свой палец) и смотрит мимо него вдаль; при этом он должен видеть два изображения карандаша;
сначала ему нужно посмотреть, например, на изображение "правого карандаша" так, чтобы при этом был бы виден и "левый карандаш", после чего нужно медленно перевести взгляд на "левый карандаш", стараясь не потерять из виду и "правый";
такую попеременную фиксацию пациент продолжает делать и далее, сначала в медленном, а затем в постепенно ускоряющемся темпе, делая при этом попытки посмотреть на карандаш "одновременно двумя глазами"; при успешной попытке двойные изображения приближаются друг к другу, а при включении механизма конвергенции - "наслаиваются" друг на друга и "сливаются" в одиночное изображение.
Б. Для усиления имеющейся конвергенцииприменяют три вида упражнений (см. ниже), которые делают ежедневно, 3-4 раза в день (упражнения 1 и 2 - по 3-5 мин). В течение дня их можно чередовать, то есть в одном сеансе применить упражнение 1, в другом упражнение 2 и так далее.
Упражнение 1. Пациент устанавливает вертикально карандаш (свой палец) в 15-20 см от глаз, после чего он то 15-20 сек смотрит вдаль (лучше через окно на горизонт) и при этом фиксирует внимание на двойных изображениях карандаша, то переводит взгляд на карандаш (сливая при этом его двойные изображения) и смотрит на него 5-7 сек, после чего снова смотрит вдаль и повторяет цикл. При каждом цикле или перед очередным упражнением карандаш придвигают к глазам на 0,5-1 см.
Упражнение 2. Пациент устанавливает вертикально карандаш (свой палец) на расстоянии вытянутой руки и, фиксируя его взглядом, медленно приближает его к глазам до появления его двоения, затем так же медленно отодвигает его от себя, стараясь как можно быстрее усилием воли слить двойные изображения карандаша, после чего отодвигает его на расстояние вытянутой руки и повторяет цикл.
Упражнение 3 применяют у пациентов, имеющих волевую конвергенцию (см. выше п. 9). Пациент становится лицом к окну так, чтобы ему была видна дальняя перспектива (лучше - горизонт). Усилием воли он сводит глаза к переносью, удерживает их в этом положении 5-7 сек, затем 15-20 сек смотрит вдаль и вновь сводит глаза к переносью, повторяя цикл. За один сеанс делают 3-5 циклов.
В. Устойчивость конвергенции можно повысить следующим упражнением. Определяют положение ближайшей точки конвергенции (см. выше п. 7), устанавливают вертикально в эту позицию или дальше от глаз на 1-2 см карандаш. Сначала пациент старается как можно дольше фиксировать карандаш двумя глазами, затем он (примерно в 2-3 раза большее время) отдыхает, глядя вдаль, и далее повторяет цикл. За один сеанс выполняют 2-3 цикла. Упражнение делают ежедневно, 2-3 раза в день.
Г. Научить пациента волевой конвергенции для применения упражнения № Б-3 можно следующим образом. Поставьте карандаш в 10-12 см от его глаз и предложите смотреть на него. Как только пациент повернет оба глаза к носу, предложите ему усилием воли удержать глаза в этом положении после того, как Вы уберете карандаш. Через несколько таких попыток пациент научится удерживать глаза приведенными к носу. Затем предложите ему научиться "сводить глаза" без карандаша. Через некоторое время он научится это делать и сможет использовать при упражнениях волевую конвергенцию.
Словарь терминов
Бинокулярный - двуглазый (например, бинокулярное зрение - зрение двумя глазами одновременно).
Дивергенция глаз - установка их в параллельное положение при рассматривании удаленных предметов.
Диплопия - двоение предметов (физиологическое - двоится предмет, расположенный ближе или дальше фиксируемого взглядом объекта; патологическое - двоится рассматриваемый объект).
Интропия - явное (видимое) сходящееся косоглазие, при котором один из глаз отклоняется кнутри, к носу.
Инфория - скрытое сходящееся косоглазие.
Конвергенция глаз - сведение их кнутри, к носу при взгляде на близко расположенный предмет.
Монокулярный - одноглазый (например, монокулярное зрение - зрение только одним глазом
Мышечная астенопия - болезненное состояние, проявляющееся усталостью глаз, неприятными ощущениями в них, болями в глазах или около них (часто - в висках), головными болями (в 75% МА - главная их причина). Чаще протекает в виде приступа, возникающего во время или после зрительной работы на близком расстоянии.
Обратная девиация - отклонение глаза в противоположном направлении, например - к виску при бывшем ранее отклонении его к носу.
Экзотропия - явное (видимое) расходящееся косоглазие, при котором один из глаз отклоняется кнаружи, к виску.
Экзофория - скрытое расходящееся косоглазие
Автор: В.И. Поспелов, профессор кафедры офтальмологии с курсом ПО. Красноярский государственный медицинский университет
Комментариев нет:
Отправить комментарий