Есть такое понятие РЕФРАКТОГЕНЕЗ.
Что это означает?
Глаз человека при рождении имеет дальнозоркую установку – из-за маленьких размеров глазного яблока. Человек растет, растет и глазное яблоко, созревает оптическая система глаза. Вот это и называется рефрактогенез. Процесс этот завершается в среднем к 7 годам.
И вот тут есть один нюанс: настройка оптической системы глаза происходит на так называемую рабочую зону, то есть на то расстояние, на которое чаще всего фокусируется глаз.
Тысячелетиями – до конца 20 века включительно – основной рабочей зоной для большинства людей было расстояние 2-3 м и дальше. Но важно не это. Важно то, что до конца 20 века у детей до 7 лет не было зрительной нагрузки. Основным занятием дошкольников (да и школьников тоже!) были игры на свежем воздухе. Я и мои ровесники летом домой забегали только поесть – да и то, когда родители палкой загонят. Читать и писать детей начинали учить в школе – с 7 лет! Это значит, что до 7 лет, то есть до завершения рефрактогенеза, у детей рабочая зона зрительного аппарата была не ближе 2-3 м. Поэтому в школу приходили дети с нулевой рефракцией (ни плюс, ни минус, окулисты называют это ЭММЕТРОПИЯ) и с остротой зрения вдаль 1,0 (100%).
А что сейчас? В школу дети идут с 6 лет. Самое удивительное – в школу надо привести ребенка, уже умеющего читать и писать! Сплошь и рядом учителя начальных классов фыркают «Привели неподготовленного ребенка!», а дети, не умеющие к школе бегло читать, чувствуют себя ущербными и получают плохие оценки. Значит, подготовку к школе надо начинать самое позднее в 5 лет.
И вот с 5 лет на ребенка валится зрительная нагрузка. Да еще компьютеры – есть развивающие программы, рассчитанные на детей от 2 лет! Да, они очень развивают наших детей – кто же спорит! Но попробуйте отогнать ребенка от компьютера, когда он уже вошел во вкус! В итоге основная рабочая зона у дошкольника сдвигается на расстояние 30-70 см. А это уже установка близорукого глаза! И это при незавершенном рефрактогенезе.
В итоге к 7 годам оптическая система глаза имеет близорукую установку – она настроена на основную рабочую зону, то есть на близкое расстояние. А острота зрения вдаль снижается – но ведь при сложившейся ситуации хорошая острота зрения вдаль ребенку и не нужна! Вот ведь в чем гвоздь проблемы! Большую часть дня глаз сфокусирован именно на близкое расстояние.
Делаем вывод: близорукость (истинная близорукость!) так распространена среди детей потому, что имеет место высокая зрительная нагрузка при незавершенном рефрактогенезе.
Как с этим бороться? Элементарно! Исключайте зрительную нагрузку. Делайте основной рабочей зоной для глаз Вашего ребенка пространство дальше 2 метров. Мультики не на планшете, а на экране телевизора. Сотовый телефон только на 5 мин и только по великой необходимости - отвлечь внимание. Рисовать строго дозированно и лучше у доски, а не на столе (чтоб голову не опускать).
Для поклонников программ раннего развития хорошая новость: эти программы можно выводить на экран смарт-телевизоров с помощью вполне доступных гаджетов. И тогда Вы можете развивать своего отпрыска без вреда для его зрения.
Главное - понять принцип: не давать зрительную нагрузку при незавершенном рефрактогенезе. И тогда вполне реально совместить требования времени с требованиями нашего организма.
А теперь я обращаюсь к родителям дошкольников: куда чаще смотрит Ваш ребенок - вдаль или вблизь? Выводы делайте сами...
Комментариев нет:
Отправить комментарий