7.10.2009

Почему в последнее время близорукость стала такой проблемой?

Есть такое понятие РЕФРАКТОГЕНЕЗ. Что это означает?

Глаз человека при рождении имеет дальнозоркую установку – из-за маленьких размеров глазного яблока. Человек растет, растет и глазное яблоко, созревает оптическая система глаза. Вот это и называется рефрактогенез. Процесс этот завершается в среднем к 7 годам. И вот тут есть один нюанс: настройка оптической системы глаза происходит на так называемую рабочую зону, то есть на то расстояние, на которое чаще всего фокусируется глаз. Тысячелетиями до конца 20 века включительно основной рабочей зоной для большинства людей было расстояние 2-3 м и дальше. Но важно не это. Важно то, что до конца 20 века у детей до 7 лет не было зрительной нагрузки. Основным занятием дошкольников (да и школьников тоже!) были игры на свежем воздухе. Я и мои ровесники летом домой забегали только поесть – да и то, когда родители палкой загонят. Читать и писать детей начинали учить в школе – с 7 лет! Это значит, что до 7 лет, то есть до завершения рефрактогенеза, у детей рабочая зона зрительного аппарата была не ближе 2-3 м. Поэтому в школу приходили дети с нулевой рефракцией (ни плюс, ни минус, окулисты называют это ЭММЕТРОПИЯ) и с остротой зрения вдаль 1,0 (100%).

А что сейчас? В школу дети идут с 6 лет. Самое удивительное – в школу надо привести ребенка, уже умеющего читать и писать! Сплошь и рядом учителя начальных классов фыркают «Привели неподготовленного ребенка!», а дети, не умеющие к школе бегло читать, чувствуют себя ущербными и получают плохие оценки. Значит, подготовку к школе надо начинать самое позднее в 5 лет. И вот с 5 лет на ребенка валится зрительная нагрузка. Да еще компьютеры – есть развивающие программы, рассчитанные на детей от 2 лет! Да, они очень развивают наших детей – кто же спорит! Но попробуйте отогнать ребенка от компьютера, когда он уже вошел во вкус! В итоге основная рабочая зона у дошкольника сдвигается на расстояние 30-70 см. А это уже установка близорукого глаза! И это при незавершенном рефрактогенезе. В итоге к 7 годам оптическая система глаза имеет близорукую установку – она настроена на основную рабочую зону, то есть на близкое расстояние. А острота зрения вдаль снижается – но ведь при сложившейся ситуации хорошая острота зрения вдаль ребенку и не нужна! Вот ведь в чем гвоздь проблемы! Большую часть дня глаз сфокусирован именно на близкое расстояние.

Делаем вывод: близорукость так распространена среди детей потому, что имеет место высокая зрительная нагрузка при незавершенном рефрактогенезе.

Но наши уважаемые ученые-окулисты тревогу по этому поводу не бьют. Не замечают или не считают проблемой? 

Зато четко отреагировала коммерческая медицина: широко рекламируются хирургические и лазерные способы исправления рефракции, набирает обороты бизнес, связанный с очками и контактными линзами. 

А что Вы думаете по этому поводу? Стоит ли заниматься профилактикой или устранением близорукости, если все равно рабочая зона школьника и студента находится на расстоянии вытянутой руки? И нужна ли нам пропаганда подобных знаний?

Жду комментариев!

Уважаемый читатель, мне очень интересно знать Ваше мнение по этому поводу.

6.17.2009

Вопрос с форума № 5: спазм аккомодации

Вопрос: Здравствуйте Эрике Ильясовна.
Наткнулся на Ваш сайт и решил написать Вам.
Вопрос мой следующий : Как лечить спазм аккомодации?
Офтальмолог порекомендовал капать на ночь Мидриацил в течении месяца, в
интернете пишут что данный препарат слабо воздействует на цилиарную
мышцу и не применяется для снятия спазма .
Посоветуйте правильное лечение .
С уважением N.N. 34 года .

Ответ: Начнем с того, что спазм аккомодации появляется, когда на слабую цилиарную мышцу воздействует повышенная зрительная нагрузка. Следовательно, необходимо сделать зрительную нагрузку посильной и параллельно наращивать работоспособность цилиарной мышцы, то есть повысить запас аккомодации. Первое достигается рациональным подбором очков для близи, второе - улучшением кровоснабжения цилиарной мышцы, витаминно-минеральными комплексами и специальными упражнениями (типа "метка на стекле", то есть перевод взгляда вдаль - вблизь). Это стратегия. Тактику я готова обсудить с врачами. 

Мидриацил, действительно, в эту схему никак не вписывается, поэтому его назначение не имеет смысла.

Как видите, самолечение спазма аккомодации может быть неэффективным - слишком много моментов приходится учитывать, для этого надо быть окулистом. 

К слову - в 34 года проблем со спазмом аккомодации не должно быть. После 30 лет запас аккомодации уменьшается по другой причине - из-за потери хрусталиком своей эластичности. Тут требуется только правильный подбор очков для работы.

6.16.2009

Уникальная причина прогрессирования близорукости!

Привели на прием мальчика 9 лет с жалобой на ухудшение зрения. Обнаружилась  близорукость в 1,0Д, которая после атропинизации исчезла, а выявилась дальнозоркость в 0,5Д. Я отпустила ребенка на две недели - ждать, пока сузится зрачок - с рекомендацией исключить какую-либо зрительную нагрузку до следующего осмотра. И вот приходят они через две недели - у ребенка близорукость в 1,5Д! За две недели!! Спрашиваю родителей: Читал? Компьютер? Сотовый телефон? Отвечают: Нет! Все исключили, как Вы сказали.  На мальчика посмотрела пристально - а он глаза отводит. Отвела его в другую комнату и доверительно поговорила. И что же - он с компьютера книгу о Гарри Поттере в свой сотовый скачал и читал по ночам под одеялом (с головой укрывался!). 
Вот так причина спазма аккомодации! И всю песню пришлось начинать сначала!

Вопрос с форума № 4: близорукость

Вопрос:  Здравствуйте! Я студент,20 лет. левый глаз -5.75, правый -5.5.

1) Почему в очках -5.25 я вижу намного хуже, чем в линзах -4.25 (la vue 55 ac). В линзах я увидел 7 строчку( у меня есть собств. таблица Сивцева)

2)что происходит с диаметром глаза, сетчаткой после лазерной коррекции? Возможны ли тяжелые нагрузки через год после операции(до операции они противопоказаны)

3)как улучшить состояние глазного дна, уменьшить диаметр глаза (еда,бады,спорт)

4) я все время падения зрения играл в компьютеры целыми днями, не занимался спортом, плохая осанка и т.п. Возможно ли улучшение зрения от изменений в жизни?( перестать играть, начать заниматься спортом и т.п.)

5)Возможна ли у меня ложная близорукость?(зрение падает с где-то 12 лет)

6) Если я улучшу зрение по Бейтсу, то что будет с сетчаткой? Улучшится ли она?

7) что будет,если целыми днями есть рыбу, морковку, чернику,мед, заниматься видами спорта, которые благотворно влияют на кровообращение?

:) Извините, если занял много времени.Спасибо.

Отвечаю по пунктам.

1. В линзах Вы видите лучше, потому что минусовые стекла очков уменьшают изображение (это одна из аберраций), а контактные линзы, встраиваясь в оптическую систему глаза, дают реальные его  размеры. Подробно об аберрациях написано здесь

2. Диаметр глаза и сетчатка после лазерной коррекции не изменяются. От тяжелых нагрузок после этой операции лучше воздержаться, так как уменьшение толщины роговицы в ходе операции ведет к снижению ее прочности.

3. Диаметр глаза Вы уже ничем не уменьшите. А вот состояние глазного дна перечисленные Вами факторы могут улучшить (включая определенные виды спорта), если конечно, там есть что улучшать. Надо, чтобы окулист осмотрел Вам периферию глазного дна при максимально расширенном зрачке.

4. Отрадно, что Вы сами осознаете, какие причины привели к развитию Вашей близорукости. Конечно, перемены в образе жизни необходимы. Помимо общеоздоравливающего эффекта, они остановят дальнейшее прогрессирование близорукости. НО: вернуться к прежнему зрению вряд ли будет возможно. 

5. При таких цифрах рефракции у Вас скорее возможно сочетание истинной и ложной близорукости. Выяснить это можно посредством атропинизации.

6. Упражнения по системе Бейтса на сетчатку никак не влияют. И даже на прогрессирование близорукости они не влияют. Они только улучшают остроту зрения. Подробно об этом я написала здесь

7. Хуже не будет - это точно! Но основное внимание надо уделить развитию резервов аккомодации и правильному дозированию зрительной нагрузки.

Вопрос с форума № 3: деструкция стекловидного тела

Вопрос: Здравствуйте. Мне 25 лет имею, избыточный вес порядка150кг при росте 180см. На зрение никогда не жаловался хотя на приеме у окулиста всегда отмечали ангиопатию сетчатки по гипертоническому типу. Год назад появились проблемы со зрением: внезапно в течении месяца появились различные помутнения стекловид.тела,  которые я стал замечать (нитки, точки, плавающие с движением глаз). В слабом свете зрение как бы мажется,  предметы при движении оставляют за собой шлейф, особенно видно после компьютера или езды на машине, при повороте или подеме глаз вверх от слепого пятна появляются какие-то пятна тёмные, но полупрзрачные. Также они всегда есть после сна, встал походил  - становятся меньше (они меня особенно настораживют). В темноте при движении глазами появился синдром боковой молнии: в височных участках сверкает, если резко повернуться. Еще нижние пля зрения постоянно как бы мерцают, как при свете испорченой люминесцентной лампы, только очень быстро, но я это замечаю постоянно. Все началось внезапно: сначала двоение, потом помутнения и вот пятна. При сторании сосредоточиться появляется боль между бровей. У местных окулистов был: сетчатка в норме, сосуды слабоваты, артерии сужены, вены полнокровны, увеличена экскавация на обоих глазах но без глаукомных признаков, зрение 100%. Деструкция ст.тела. Еще у меня на протяжении 2х лет повышены лейкоциты - 16. Причина не определена, может это сказывается. Буду очень благодарен за ваш ответ. С уважением.

Ответ: Вам необходимо провести исследование периферии глазного дна при максимальном расширении зрачка. Плавающие помутнения, которые Вы видите - это действительно проявление деструкции стекловидного тела. Но в таком молодом возрасте деструкция сама по себе не появляется. По Вашему рассказу в первую очередь можно предположить, что на пике повышения артериального давления произошло небольшое кровоизлияние из очень мелкого сосудика глазного дна. Раз при обычном осмотре сетчатки его не обнаружили - значит, он находится на крайней периферии. Боковая молния при движении глаз наталкивает на мысль о натяжении сетчатки, вызывающем спонтанные разряды в фоторецепторах. Об этом же может говорить мерцание сетчатки. Причину натяжения сетчатки надо тоже искать на периферии.

Для уточнения диагноза нужно, кроме того, общее обследование - установить причину повышенного артериального давления и лейкоцитоза. Возможно, у Вас имеется системный васкулит - пусть врачи исключат этот диагноз.

И не затягивайте обследование - в Вашем возрасте изменения на периферии сетчатки могут быть очень коварными!

Вопрос с форума № 2: спазм аккомодации

Вопрос: Добрый день, уважаемая Эрике Ильясовна. Буду очень рада, если Вы найдете время, чтобы проконсультировать меня по вопросу зрения. Вопрос касается моего сына. Ему 29 лет. Стал плохо видеть вдаль. Специфика работы: очень большое количество часов проводит за компьютером. 1,5 месяца назад при проверке зрения у врача ему поставили диагноз спазм аккомодации на обоих глазах, причем левый глаз видит гораздо хуже . Прописали капать атропин в течении 10 дней и глазные капли окулохель в течении 2-х недель. Как можно меньше находится за компьютером. Но специфика работы не позволяет исключить работу за компьютером. Курс лечения был пройден. Зрение улучшилось. Но после курса была очень интенсивная работа по 12-14 часов с недосыпанием в течении 2-х недель. Зрение на левом глазе упало еще сильнее, как оказалось в два раза. Сделал полное обследование глаз в другом глазном центре. Диагноз правый глаз полностью здоров. Левый - истинная близорукость. Рекомендована операция. Эрике Ильясовна, скажите, пожалуйста, можно ли определить точно ложную близорукость. Ведь диагноз, установленный в центре может быть и ошибочным. Поскольку, на многие вопросы они ответить не смогли, и в конечном счете сказали приходите через три месяца, сделаем повторное обследование. Никакого лечения рекомендовано не было. Что Вы порекомендуете в качестве дальнейших действий. Заранее благодарна.

Ответ: Есть только один надежный способ отличить истинную близорукость от спазма аккомодации - это атропинизация. Атропин эффективно снимает спазм и не способен уменьшить истинную близорукость. Вуаля!

В назначениях Вашего первого врача меня многое смущает: атропин вообще-то бесконтрольно капать нельзя, после снятия спазма назначение его неоправдано; капли АЛАХОЛЬ я нигде в интернете не нашла, в жизни тоже не встречала. Если Вы их нашли и применяете - процитируйте вкладыш, пожалуйста, там должна быть информация о препарате.

Сейчас я бы Вам порекомендовала опять пройти атропинизацию, затем определить запас аккомодации (наверняка он снижен) и принять меры по его увеличению. Возможно, для работы за компьютером потребуются очки. Также очень помогает VIDENS-терапия, этот аппарат можно применять каждый день для снятия напряжения глаз.

Сообщите мне результаты атропинизации и запас акокомодации, тогда я смогу дать более конкретные рекомендации.

Вопрос с форума № 1: тапето-ретинальная абиотрофия сетчатки

Вопрос: Здравствуйте! Меня очень интересует такой вопрос - Существует ли лечение при тапето-ретинальной абиотрофии сетчатки? Если да, то где это лечится?

Ответ: При тапето-ретинальной абиотрофии сетчатки, особенно на ранних стадиях, обязательно надо проводить комплексное консервативное лечение. Если острота зрения не ниже 0,8 - эффективнее всего ЭНКАД. Хороши также ретиналамин, эмоксипин, другие ретинопротекторы, комплексы аминокислот, витаминов и минералов, физиотерапевтическое лечение. Главное в лечении - регулярность (не реже 2 раз в год) и аккуратность (пунктуальное выполнение рекомендаций). Изучением этого заболевания традиционно занимаются в отделе патологии сетчатки института им. Гельмгольца (Москва).

6.02.2009

Школьная близорукость прогрессирует из-за невроза!

Я не знаю, что делает сейчас школа с ребенком, но у меня уже около 15 школьников лечатся от невроза, который приводит к прогрессированию близорукости. А невроз вызван страхом перед плохой оценкой, причем плохими считаются даже тройки, а у одной девочки - и четверка. Почти все эти дети - отличники, дети амбициозных родителей. Скажите, разве это правильно - ТАК бояться получить плохую оценку?!

Вот стандартнейшая ситуация. Спазм аккомодации у девочки 11 лет. Сняла его, провела курс лечения, нарастила запас аккомодации почти до нормы, отпустила с рекомендациями. Девочка приходит с мамой через месяц с жалобой на ухудшение зрения. При проверке - опять спазм аккмодации - при вполне нормальной работоспособности аккомодационной мышцы! Как такое возможно? В чем тогда причина спазмирования? ВСпоминаю, что аккомодационная мышца зависит от состояния вегетативной нервной системы и присматриваюсь к ребенку, задаю вопросы и девочке, и ее маме. У девочки постоянно потеют ладошки, она пуглива, от резких звуков вздрагивает, часто ощущает сердцебиение, есть фобии (боится темноты, пауков). И очень боится отвечать урок, боится получить плохую оценку - она же отличница, у нее должны быть только пятерки! А из-за такого невротического состояния при повышенной зрительной нагрузке - неуправляемый спазм аккомодационной мышцы. Значит, надо спасать нервную систему ребенка! Посоветовала маме не акцентировать дочку на пятерках - здоровье дороже! Посоветовала девочке наплевать на оценки - и так все знают, что она умница! Назначила валерьянку, глицин перед сном, прогулки в парке каждый день (благо - он рядом!). Через два месяца пришли на проверку: нет спазма-то! А острота зрения даже лучше стала.

У меня таких детей около 15 сейчас наблюдается. В последние месяцы еще страшилка прибавилась - ЕГЭ. Дети боятся его панически! А раньше таких пациентов я не видела! 

Господа, что творится в нашей системе образования? Кто за детские глазки ответит?!

5.13.2009

Зрение как функция мозга.

Сегодня на форуме мне задали интересный вопрос:

Здравствуйте. Меня заинтересовало понятие острота зрения. Из Ваших статей можно получить какие то сведения, но вопросов появляется еще больше. За счет чего острота очень динамична? Что тренируют в системе Бейтса? Как происходит адаптация зрения без очков? Если можно, вместо "не знаю" лучше Ваши предположения. Или что можно почитать по этой теме. Заранее благодарен.

Вопросы не в бровь, а в глаз! Да еще с запретом "не знаю". Ну, давайте порассуждаем.

Острота зрения - это функция мозга. Не сетчатки, не подкорковых центров, а именно коры головного мозга - нашего серого вещества. Тут еще очень много неясного, но достоверно, что кора головного мозга может исправлять погрешности картинки, сформированной в сетчатке, снижать их актуальность. Мы называем это адаптацией.

Самый яркий пример: по законам оптики на сетчатке формируется перевернутое изображение, то есть все, что нас окружает, в головной мозг передается вверх ногами. На место картинку "поворачивает" именно кора. Она сопоставляет полученную картинку с ощущениями других органов чувств и дает нам правильное мироощущение.

Другой пример - зрение в астигматических очках. Такие стекла вытягивают изображение в ширину или в длину (в зависимости от расположения осей). При ношении таких очков первое время масса неудобств. Например, человек спотыкается на лестнице, потому что ступеньки видятся ему разной, причем нереальной, высоты. Однако в течение недели-двух человек приспосабливается к этим очкам и уже не замечает искажений пространства, в том числе перестает спотыкаться на лестнице. В коре головного мозга возникли новые связи между картинкой на сетчатке и сведениями от других органов чувств, в результате чего правильное восприятие окружающего восстановилось. Если же теперь перейти на контактные линзы (которые не искажают величину предметов) - опять придется адаптироваться к новым условиям, то есть первое время будут промахивания и спотыкания.

Проделайте такой эксперимент. Сомкните два пальца левой руки и прикоснитесь к их кончикам концом мизинца правой руки, при этом постарайтесь дотронуться не до самых кончиков, а до внутренних склонов, то есть как бы просунуть мизинец между сомкнутых пальцев. Вы ощущаете прикосновение одного пальца, правда? Все правильно. А теперь перекрестите пальцы левой руки и повторите опыт. Вы обязательно получите ощущение, что касаетесь левой руки двумя пальцами. Потому что теперь прилежат друг к другу внешние стороны пальцев, о опыт коре подсказывает, что одновременно коснуться их одним пальцем невозможно. В итоге Вы ВИДИТЕ, что касаетесь одним пальцем, а ОЩУЩАЕТЕ, что касаетесь двумя. Через определенное количество повторений опыта это ощущение раздвоенности мизинца пропадает - кора восстанавливает правильное восприятие действительности.

На адаптацию к новым условиям зрения, как я уже говорила, уходят одна-две недели. У детей адаптация происходит намного легче, чем у взрослых. Возможно, потому, что они не могут пожаловаться.

Вот мне и кажется, что в системе Бейтса тренируют именно функцию мозга, улучшая качество восприятия картинки, при этом не изменяя реальное изображение на сетчатке. За одним исключением: в некоторых случаях по этой системе можно избавиться от ложной близорукости, то есть расслабить спазмированную цилиарную мышцу - тогда на сетчатке начинает формироваться более четкая картинка.

Я систему Бейтса рассматриваю скорее как психологический практикум. Без веры в результат здесь успеха не будет. В еще большей (намного большей) степени это касается системы Норбекова.

Уважаемый читатель, продолжение этой дискуссии Вы сможете посмотреть здесь.

2.14.2009

Из-за компьютера краснеют глаза. Что делать?

Это самый частый вопрос из тех, что задают мне на форумах. Видимо, проблема носит универсальный характер.

Сегодня, например, на моем форуме появилось такое сообщение:

Просиживаю за компьютером целый день, такая у меня новая работа. Стали болеть глаза, красные стали. Коллеги советуют купить "антикомпьютерные очки " - и все пройдет. Помогут ли они? Или покупать в аптеке что нить вроде визина и закапывать. Какой вариант лучше?

Мой ответ:

Во-первых, визин бесконтрольно применять нельзя. Этот препарат суживает сосуды глаза, а причину покраснения не устраняет. Поэтому эффект временный, а применение визина приводит к потере драгоценного времени. БОЛЬШЕ 4 ДНЕЙ ПОДРЯД ВИЗИН ЗАКАПЫВАТЬ НЕЛЬЗЯ!

Во-вторых, "антикомпьютерные очки" - видимо имеются в виду очки "анти-блик". Стоит использовать, если линзы хорошего качества.

Очевидно, что глаза у Вас краснеют из-за повышенной зрительной нагрузки, вызванной компьютером. Решать эту проблему надо двумя путями:

1. соблюдать режим зрительной нагрузки. Правильно организовать рабочее место. Делать через каждый час работы 10-минутные перерывы, во время которых сделать несколько упражнений для глаз, прикрыть глаза на пару минут ладонями, посмотреть в окно... Уменьшить яркость экрана хотя бы до 50% (чем меньше - тем лучше).

2. Обследоваться у окулиста с обязательным исследованием запаса аккомодации. Если есть дальнозоркость или астигматизм - за компьютер только в очках! Если есть близорукость - за компьютер без очков или с ослабленными стеклами. Возможно, какие-то капли, таблетки - это решает окулист после обследования.

Удачи!

2.09.2009

Вот такое письмо пришло с моего сайта . Публикую его полностью - с согласия автора.

Уважаемая Эрике Ильясовна! Спасибо огромное за Ваш замечательный сайт. Подача материала, одновременно обстоятельная и абсолютно доходчивая, простая говорит как о высоком профессионализме, так и об уважении к людям, Вашим пациентам. Поэтому и западает в душу и ум. С огромным интересом и пользой для себя всё изучила, во многом разобралась, уже не нужно и вопросов многих задавать. Очень захотелось с Вами пообщаться. Простите за обилие вопросов, но они, наверное, волнуют не только меня, а очень многих. Меня зовут Татьяна. Мне 29 лет. В 11 лет впервые замечено снижение остроты зрения. Очень долго держался спазм аккомодации, без истинной миопии (дважды проводилась атропинизация с интервалом в год, в 11 и 12 лет, с диафрагмой читала 10-ю строчку; острота 0,3 - 0,4). Лечение: расстояние до текста не менее 33 см, упражнения с меткой на стекле, в 12 лет дали для близи очки +0,25. То ли мы не поняли, то ли врач хорошенько не разъяснил, что очки эти - лечебные, разгружающие, облегчающие аккомодацию, т. е. предупреждающие возникновение истинной миопии. Так или иначе, поработала я в них месяца три и отложила в сторону, сейчас ужасно жалею! О терапевтическом значении этих очков и о том, что они не навсегда, я узнала лишь через много-много лет. Официально диагноз "миопия слабой степени" поставлен в 14 лет на школьном осмотре. Сейчас имею миопию -2 D, плюс спазматический компонент, 10-ю строчку читаю с линзой-2,5 D. Острота 0,2-0,3. Запас аккомодации 2 D. На периферии сетчатки незначительные дистрофические изменения. Первая оптическая коррекция назначена в 18 лет, -0,75D (при клинической рефракции -1 D). Сейчас коррекция -2 D. Очки надеваю только"когда очень надо", опыта постоянного ношения не имею. Буду очень благодарна Вам, Эрике Ильясовна, если Вы ответите:

1. Усвоила (спасибо Вам!!!), что рефракция и острота зрения - разные вещи. И всё же, если брать усреднённые показатели, как бы Вы оценили мою остроту при имеющейся аномалии рефракции? А какая при ней возможна наилучшая?

2. Недавно узнала о Ю. А. Утехине и его методе. Что Вы об этом думаете, Ваше мнение как врача? Стоит ли пробовать освоить утехинскую гимнастику "Зоркость"(тогда, как я поняла, нужно будет перестроиться и носить постоянно для дали очки, подобранные по 6-ти строчкам)? Что это может дать, на что тут можно рассчитыватьв моём случае?

3. Нужно ли бояться прогрессирования миопии или же, скорее всего, мои "минус два" теперь будут стабильны? А после родов, если придётся, не будет скачка вниз (у меня есть знакомая, с которой так случилось)? Тем более, принимая во внимание дистрофию сетчатки?

4. Если миопия не должна прогрессировать после 28 лет, значит ли это, что по достижении этого возраста можно не делать упражнения с меткой на стекле, тренировку аккомодации и конвергенции и пр.?

5. У моих родителей, у всех родственников полноценное зрение, во всяком случае, в первую половину жизни. Я в этом отношении - исключение. Скажите, а мои дети, насколько они будут, в таком случае, предрасположены к близорукости?

6. Меня потряс один случай общения с врачом, до глубины души. Это было на проф.осмотре, год назад. Доктор подтвердила диагноз, но ещё сказала много такого, чего я раньше никогда не слышала. Во-первых, задала вопросы, родилась ли я раньше срока (это действительно так), не было ли травм, падений (падение было в детстве, с большой высоты, что-то с диафрагмой было - не могла ни вдох сделать, ни словасказать, весь день болел позвоночник, лежала, а потом всё прошло и забылось). Врач сказала: "Эта ситуация (со зрением) сложилась в детстве". И ещё: "ВЫ МОЖЕТЕ ВИДЕТЬ ЛУЧШЕ, И ЗНАЧИТЕЛЬНО ЛУЧШЕ. ВЫ МОЛОДЫ, ВЫ МОЖЕТЕ УЛУЧШИТЬ ЗРЕНИЕ". Это"зацепило" за живое: 1) это сказал, как-никак, ВРАЧ, 2) раньше говорили: "вы можете видеть ещё хуже". По её словам, очки для дали мне, скорее всего, понадобятся, но я могу иметь ещё и тренирующие очки, плюсовые, в которых "будет трудно", это"стеклянный атропин". Что имелось в виду? Не система ли Утехина? Прокомментируйте,пожалуйста, ситуацию. С огромным уважением, Татьяна. Санкт-Петербург. P. S. Счастья Вам и хороших пациентов!

Я написала Татьяне ответ.

Здравствуйте, Татьяна! Спасибо Вам за теплые слова обо мне и о моем сайте. Я старалась! Отвечать Вам буду по пунктам:

1. В принципе, у Вас острота зрения и рефракция соответствуют друг другу. Но может быть и лучше - дело тренировки.

2. Систему Утехина уважаю. Действительно, при близорукости полная корекция зрения очень вредит. В большинстве случаев острота зрения 0,6 бывает достаточна, зато такие очки можно носить не снимая. Я обычно ориентируюсь на запас аккомодации. В Вашем случае можно брать очки на 1,0Д слабее требуемых, т.е. -1,0Д. Проверьте сами, какая у Вас в них острота зрения. Если ниже 0,6 - будем думать, что делать дальше.

3. После 28 лет обычно близорукость не прогрессирует. Если это все-таки случается, надо исключать заболевание хрусталика. Вопрос о родах заочно не решить. Вашу сетчатку надо видеть. Но при таких степенях близорукости, как правило, проблем не бывает.

4. Да, в тренировках уже нет необходимости. После 28 лет, как правило, силу глазных мышц уже не нарастить, все проблемы решаются с помощью рационального подбора очков для дали и для близи.

5. Зависеть это будет от двух моментов: от генов Вашего мужа и от зрительной нагрузки у Вашего ребенка в детском возрасте.

6. Стеклянный атропин - это плюсовые очки для чтения, которые вынуждают глазные мышцы расслабляться и тем самым снимают спазм акомодации. В 29 лет спазм аккомодации - большая редкость. И выяснить, есть ли он на самом деле, гораздо легче настоящим атропином. Применяют стеклянный атропин обычно у детей, склонных к спазмированию,чтобы предотвратить этот спазм в учебном году, когда атропинизация отрывает их от уроков.

Удачи Вам, Татьяна!
Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...